Что такое маркетинговый аудит

Что такое маркетинговый аудит - фото 1

Сделать бизнес успешным и прибыльным непросто. Кажется, что нужно только найти подходящее для своих целей помещение, закупить оборудование или товары, открыться — и вы сразу получите очереди из клиентов. Но недостаточно вложить деньги и следовать установленной стратегии. Важно постоянно держать руку на пульсе, оценивать ситуацию на рынке и уметь подстраиваться под новые обстоятельства. Для этого вам необходим маркетинговый аудит компании.

Что такое «маркетинговый аудит»

Вы открыли свое дело или купили уже готовый бизнес. Денежные средства вложены, реклама идет, направление развития определено. Нет одного — достаточного количества клиентов. Соответственно, вы не получаете ожидаемую прибыль. Компания топчется на одном месте, а потом неизбежно начинает сдавать позиции. «Подушка безопасности» тратится на попытки реанимировать бизнес, запускаются новые рекламные кампании. Но ничего не работает. К сожалению, такой печальный сценарий становится реальностью для многих предпринимателей. Чтобы не встать на этот бесперспективный путь, важно вовремя проводить маркетинговый аудит сайта.

По сути, это всесторонний, максимально точный и обширный анализ всего, что так или иначе связано с вашим бизнесом. При проведении маркетингового аудита рассматривается каждая деталь: от причины успеха конкурентов до технических ошибок на вашем сайте.

Как проходит аудит маркетинга

При маркетинговом аудите анализируется сразу множество параметров. Работа проходит по чек-листу, по определенному плану:

  1. Систематизируются все источники рекламы, все, даже самые, казалось бы, незначительные площадки, с которыми вы работаете.
  2. Уточняются и фиксируются параметры каждого канала, например, стоимость клика, процент конверсии и т. д.
  3. Проводится разбор рекламных кампаний. Анализируется каждое объявление.
  4. С помощью аналитических данных выявляется целевая аудитория.
  5. Оценивается сайт компании.

Маркетинговый аудит проводится и вручную, и с помощью специальных программ или сервисов. Собирается огромное количество точных и актуальных на сегодняшний день статистических данных.

Результат маркетингового аудита

Результатом аудита маркетинга становится папка документов, состоящая из нескольких десятков бумаг. В них подробно прописана статистика, для большей наглядности предусмотрены таблицы, графики и схемы. Выявлены проблемы и дан список рекомендаций, как оптимизировать рекламные кампании, чтобы они стабильно приносили прибыль, и на какие еще моменты, касающиеся бизнеса, обратить внимание.

Что дает маркетинговый аудит

Важность аудита маркетинга часто недооценивают. Некоторое бизнесмены либо вообще не заказывают эту услугу, либо доверяют такую ответственную задачу непрофессионалам, а иногда пытаются самостоятельно провести анализ, в результате лишаясь самого ценного — информации о том, как на самом деле работает компания. Несколько примеров покажут, действительно ли вам нужен маркетинговый аудит или это просто красивое и не совсем понятное слово.

Пример 1

Все товары или услуги имеют своего покупателя. И часто предприниматель на сто процентов уверен, что знает, для кого он работает. Рисуя определенный портрет своего клиента, он делает ту рекламу, которая точно его зацепит. Но почему-то клиентов нет, и продажи стабильно падают. А оказывается, что целевая аудитория выбрана неправильно, потому что не был проведен маркетинговый аудит.

Например, вы являетесь владельцем магазина инструментов. Вы точно уверены, что ваш клиент — это мужчина средних лет, который выбирает для себя нужные в строительстве, на даче, на работе товары. И все рекламные кампании разрабатываются с учетом интересов именно такого клиента. А в ходе маркетингового аудита выясняется, что, по данным аналитики, почти все покупки в вашем магазине совершали женщины в возрасте до 30 лет, которые наверняка выбирали инструменты в качества полезного подарка мужчине. Согласитесь, реклама для таких разных целевых покупателей явно должна отличаться. И сразу становится понятно, зачем нужен маркетинговый аудит и почему до этого рекламные кампании не работали.

Пример 2

Большинство бизнесменов, особенно на начальных этапах развития своего дела, испытывают проблему с финансовым планированием. Действительно трудно распределить все денежные потоки грамотно. И чаще всего от этого страдает реклама. Она либо недополучает бюджет, либо влияние идет не туда, куда надо. Средства часто распределяются на глаз или с оглядкой на конкурента, у которого, на минуточку, бизнес построен совсем по-другому.

А после маркетингового аудита вы четко понимаете, какие каналы оправдывают вложенные в них деньги, а где бюджет просто вылетает в трубу. Видите, например, что подрядчик предлагает невыгодные для вас условия, и от его услуг лучше отказаться. И, что также важно, вы получаете возможность заранее планировать бюджет. Приходит осознание, какая точно сумма вам нужна, чтобы реклама была эффективной, и каждый рубль шел в дело. Финансовые вложения делаются не наугад, а максимально осознанно. Это положительно влияет не только на маркетинговое развитие, но и позволяет наладить финансовую стабильность всей компании.

Пример 3

Оглядываться на конкурентов — дело неблагодарное, но и полностью закрывать на них глаза нельзя. А бизнесмены без маркетингового аудита часто не понимают, с кем они соревнуются за внимание клиента. Особенно, если противник, определенно, сильнее вас, понимание того, как он работает, поможет вам не просто удержать бизнес на плаву, но и развивать его.

Допустим, вы открыли частный салон красоты, а рядом с вами расположена такая же организация, только сетевая. И вы с энтузиазмом пытаетесь прыгнуть выше головы, проводите бесконечные, невыгодные вам акции, чтобы ваши предложения казались клиентам такими же привлекательными, как у соседа.

Аудит маркетинга откроет глаза на то, что вы находитесь в разных весовых категориях с конкурентом. И как бы вам ни хотелось показать, кто тут круче, увы, вам это не удастся. Вам никогда не сделать более выгодные акции, чем у них, просто потому что вы работаете по разным лекалам. Сетевая организация — это всегда хорошие скидки клиентам за счет их большого потока и невысокой зарплаты специалистов.

Маркетинговый аудит поможет вам найти свои точки роста, и вы оставите бесполезные попытки обойти конкурента там, где это невозможно. Но зато вы сконцентрируете свое внимание на другом векторе и сможете привлечь аудиторию своими сильными сторонами.

Когда нужно проводить маркетинговый аудит

Как только бизнесмен понимает, что аудит маркетинга ему необходим, возникает следующий закономерный вопрос: а как часто его надо проводить? Когда замечен спад продаж и снижение прибыли? Логично, но недальновидно. Конечно, в этом случае вы увидите причины проблем и сможете быстро их устранить. Но гораздо лучше не допустить такой ситуации, поэтому проводить анализ стоит регулярно, лучше каждые три месяца.

Такой точный и небольшой период, через который нужно заказывать маркетинговый аудит, взят потому, что рынок быстро меняется. Уходят старые конкуренты и появляются новые, меняются потребности целевой аудитории. Поэтому стратегия, которая работает сегодня, через три месяца уже не выстрелит. Если проводить аудит маркетинга регулярно, вы будете отслеживать изменения сразу же, еще до того, как они приведут к нежелательным последствиям.

Стоимость маркетингового аудита

И тут вы наверняка почувствовали беспокойство: если маркетинговый аудит компании надо проводить каждые три месяца, сколько же денег на это надо! Не переживайте, на самом деле не так много, как могло показаться.

Во-первых, такая оценка хоть и требует затрат, но в первую очередь, наоборот, экономит ваши деньги, потому что бюджет уходит строго туда, куда нужно. Вы не тратитесь на рекламные каналы, которые не работают, на неудачное сотрудничество с персоналом или подрядчиками. Маркетинговый аудит можно сравнить с техобслуживанием автомобиля: важно и нужно проводить его регулярно, чтобы машина всегда была в хорошем состоянии, а любые проблемы находились на начальном этапе, когда их можно устранить быстро и недорого. Маркетинговый аудит работает по такому же принципу, предотвращая серьезные траты.

Во-вторых, если вы обращаетесь за услугой в хорошее агентство, то вы гарантировано получаете скидки как постоянный клиент или возможность заключить абонентское обслуживание и другие плюшки.

Где заказать маркетинговый аудит

Кроме агентств, найдется еще много желающих провести оценку вашего бизнеса. А именно — частные маркетологи, которые предлагают провести маркетинговый аудит и в соцсетях, и в мессенджерах. Несмотря на обилие таких предложений, лучше их все же и не рассматривать.

Обращаясь в агентство, вы понимаете, что на вас будет работать официально зарегистрированная компания, у которой есть репутация, чью деятельность легко можно проследить в интернете. Агентство оказывает услуги официально, отвечает за соблюдение сроков, безопасность информации.

К тому же у компании в целом всегда больше возможностей по проведению маркетингового аудита, чем у отдельного человека. Это и способность купить доступ к дорогим эффективным сервисам аналитики, и большой штат сотрудников разных специальностей, и огромный опыт выполнения различных кейсов.

Вывод по маркетинговому аудиту

Регулярно заказывая маркетинговый аудит, вы дадите мощный импульс своему бизнесу. Но для этого надо найти людей, которым можно доверить такое ответственное задание и которые точно достигнут всех поставленных перед ними целей.

Но главное — пользуйтесь результатами маркетингового аудита. Иногда клиенты получают хороший, полный и профессиональный отчет, но не спешат следовать рекомендациям. Это может происходить из-за страха перемен, нежелания кардинально менять систему которая плохонько, но работает.

Учтите, что маркетинговый аудит, сделанный профессионалами, — это ценнейшая информация, так нужная для развития бизнеса. Понимая своих конкурентов, изучив аудиторию, проанализировав все свои рекламные компании, вы сможете вывести свое дело на качественно новый уровень.

Начните с аудита репутации

Мы занимаемся управлением репутации в сети профессионально и долго. В нашем арсенале есть все необходимые и проверенные опытом онлайн инструменты, чтобы быстро и эффективно провести аудит репутации вашей компании, бренда или персоны.

Узнайте на каких ресурсах упоминается ваш бренд, чем делятся ваши клиенты (или конкуренты), на какие отзывы может наткнуться ваш потенциальный клиент.

Заказать аудит
Это БЕСПЛАТНО!

НОВОСТИ И ОБЗОРЫ ОТ ЭКСПЕРТА ORM

ORM (Online Reputation Management) - относительно новая сфера онлайн менеджмента. Мы считаем себя пионерами репутационного менеджмента в России, глубоко изучаем все события в данной отрасли. Регулярно размещаем интересные статьи и обзоры, рассказываем об ORM, SERM и всех новых инструментах, которые способны формировать правильный имидж вашей компании и поддерживать репутацию в сети