Крауд-маркетинг — бюджетная технология продвижения. Это прямой контакт с целевой аудиторией бренда на тематических площадках. Общение имеет форму советов, рекомендаций. Основная задача — помочь человеку, дать ему экспертный ответ, одновременно популяризировав продукт. Это принципиальное отличие крауда от спама.
Понятие крауд-маркетинга
Термин образован от английских слов «crowd» (толпа, публика, народ) и «marketing» (сбыт, продажа, реклама). Если руководствоваться только переводом, крауд-маркетинг — это инструмент привлечения к продуктам компании с помощью посева ненавязчивых рекомендаций в «местах обитания» потенциальных клиентов.
На подходящем сайте оставляют максимально естественную рекламу компании, услуги или товара. Это может быть, к примеру, комментарий к статье. При этом выглядеть он должен так, словно написан обычным человеком, который выбрал продукт и хочет поделиться тем, насколько он хорош. Нативная рекомендация вызывает доверие аудитории, увеличивает шансы, что люди перейдут по ссылке или другим способом найдут компанию, став ее клиентами.
НА ЗАМЕТКУ: крауд-ссылка — это целевой URL-адрес, который органично вписывается в комментарий.
Крауд-маркетинг задается целью не продать, а помочь. Советы, которые даются человеку в ходе частной беседы, помогают ему выбрать из многих вариантов, принять решение о покупке. Главное оружие этого вида продвижения — искренность и экспертность. Даже если пользователь не последует рекомендации, каждая ссылка будет увеличивать количество упоминаний бренда.
Чем полезен крауд-маркетинг
Как многофункциональный инструмент крауд-маркетинг способствует:
- Повышению узнаваемости бренда. Бренды, имеющие меньшую популярность, чем у конкурентов, часто остаются в безвестности. Активная публикация там, где концентрируется целевая аудитория компании, может повысить ее узнаваемость, привлечь внимание к продуктам.
- Улучшению репутации бренда. Развернутые рекомендации, вызывающие доверие пользователей, повышают лояльность целевой аудитории. В процессе живого общения есть возможность сгладить чей-то отрицательный опыт, выявить слабые стороны товара/услуги.
- Поддержанию ссылочного профиля. Поисковые системы не отличают крауд-ссылки от обычных комментариев, считая их естественными. Это способствует безопасному росту рейтингов в поисковой выдаче.
- Повышению естественности рекламы. У большинства технологий одна и та же ошибка — назойливые рекламные предложения. Посты, отзывы, рекомендации должны заинтересовывать в продукте естественным образом. Это обогащает источники трафика, разбавляет ссылочный профиль.
- Оптимизации поведенческих показателей. Если контент нравится публике, увеличивается приток потенциальных клиентов на целевые страницы. Люди, которые изучают контент сайта и переходят по внутренним ссылкам, улучшают поведенческие факторы ресурса. Есть одно условие: выстроенный в сети образ компании должен соответствовать реальному положению вещей. Иначе потенциальные клиенты будут разочарованы.
- Продвижению отдельных страниц. Инструментарий крауд-маркетинга позволяет обеспечить трафиком определенные страницы сайта. К примеру, после разработки лендинга продукта можно опубликовать отзывы на тематических форумах, чтобы протестировать, интересен ли он аудитории.
Кому показан и не показан крауд-маркетинг
Сам по себе крауд-маркетинг не требует вложений, но придется приложить усилия, чтобы увидеть результаты. Это точно противопоказано новичкам в бизнесе, так как имеющиеся ресурсы лучше использовать с большей финансовой выгодой. Крауд-маркетингом не стоит заниматься компаниям, которые:
- имеют узкий круг потребителей, предлагают специфическую услугу/товар (например, станки для крупных промышленных предприятий);
- не представлены в сети, имеют архаичный сайт;
- оказывают ситуативные услуги (пользователи не изучают рынок, если им нужно заказать дубликат ключа или отремонтировать скутер);
- реализуют товары повседневного спроса.
Если не брать в расчет перечисленных выше, крауд-маркетинг подходит всем: интернет-магазинам, блогам, корпоративным сайтам, новостным порталам, ивент-агентствам, стартапам, онлайн-сервисам, одностраничникам. Эта стратегия особенно полезна компаниям с отрицательной онлайн-репутацией.
Формы крауд-маркетинга
Комментарий со ссылкой. Это комментарий, в котором есть ссылка на сайт, страницу в соцсети. Подходит для форумов, обсуждений. Комментарий не должен вызывать ассоциации с рекламой. Важно подстроиться под тему и контекст дискуссии. Ссылка может быть анкорной и безанкорной. Вторая смотрится более естественно. Большое значение имеет текст вокруг ссылки — он должен побуждать к переходу на сайт, но не производить впечатление спама.
Упоминание без ссылки. Разница с первым пунктом только в том, что в таком комментарии нет ссылки. Это наиболее безопасный способ мелькнуть на форуме и в соцсетях. Такие упоминания максимально естественны и эффективны. К тому же их можно опубликовать там, где есть строгая модерация и нет возможности оставить ссылку.
Отзыв на специализированной площадке. Перед тем, как публиковать что-либо на сайте-отзовике, необходимо его изучить. Администрация, как правило, не оставляет без внимания ни один отзыв, хотя упоминать некий продукт в хвалебном ключе не возбраняется. На отзовиках пользователи ищут информацию о товарах и услугах, значит, комментарий должен быть содержательным и полезным.
Конкретный вид крауд-маркетинга подбирается с учетом нюансов площадки, на которой будет публиковаться комментарий.
Алгоритм работы технологии
Сначала необходимо найти в сети блог, форум, отзовик или сообщество в социальной сети. Площадка должна отвечать трем основным требованиям: высокая концентрация потенциальных клиентов, активное общение, подходящая тематика. Нужно пройти регистрацию, а лучше зайти в ранее созданный, интенсивно развиваемый аккаунт. Наиболее результативны в крауд-маркетинге «живые» аккаунты возрастом не менее двух недель, опубликовавшие не менее двадцати некоммерческих сообщений до начала работы.
НА ЗАМЕТКУ: крауд-маркетинг нецелесообразно использовать в качестве основного инструмента продвижения — нужна комплексная стратегия.
Следующий этап подразумевает поиск пользователей, изучение их проблемы, предоставление развернутого ответа с рекомендацией. Он должен быть полезным и уникальным для каждой отдельной площадки. Крауд-технология — это не про прямое побуждение кликнуть по ссылке. Люди должны сами захотеть перейти на сайт.
Разместив комментарий на площадке, следует принимать участие в обсуждениях, отслеживать упоминания, грамотно фильтровать негатив, который может поступать от конкурентов. Оценивать, выстрелила ли кампания, можно через пару месяцев — это средний период, так как все зависит от ниши, количества и качества публикуемых комментариев.
Как повысить эффективность крауд-маркетинга
- Профиль эксперта должен быть проработанным. Важно наличие имени, юзерпика и других данных, вызывающих расположение.
- Темы должны быть актуальными. Крауд-комментарии оставляют к свежеопубликованным статьям, «горячим» обсуждениям. Если таковых нет, можно инициировать публикации и дискуссии самостоятельно.
- Советы должны быть аргументированными, способными реально решить заявленную проблему.
- Тексты должны быть уникальными, чтобы никто не наткнулся на точно такой же на другой площадке.
- Нужно говорить на языке аудитории. Компании часто выдают себя «продающей» речью, которая сразу считывается пользователями. Также нужно исключить шаблоны, утрированные эмоции, фантастические «истории из жизни».
- Ответы должны публиковаться регулярно. Поисковики подозрительно относятся к резким всплескам роста ссылок.
- Ветки обсуждений нужно поддерживать, чтобы прокачивать аккаунт, увеличивать шансы прохождения модерации.
Реализация крауд-кампании заберет немало времени и сил, но при профессиональном подходе можно получить ощутимые результаты. Есть сервисы (к примеру, Sape, Referr, Zenlink, Seowizard), которые создают тексты, размещают их на форумах, в блогах и соцсетях. Но надежнее обратиться к маркетологам, чтобы гарантированно привлечь новых клиентов, увеличить органический трафик и продажи.