Разведка у конкурентов и шпионаж — разные понятия. Во первом случае это абсолютно законная деятельность. Во втором — незаконный, уголовно наказуемый сбор конфиденциальных сведений о компании.
Финансовая, маркетинговая и другая информация берется из доступных широкой аудитории источников.
Прочитав статью, вы узнаете, что такое разведка подобного вида и и зачем она нужна, а также какие существуют способы получения информации.
Конкурентная разведка — что это такое?
Это сбор экономических сведений о конкурентах. Разведывательная деятельность этого вида не противоречит законам РФ и является абсолютно легальной.
Фирмы собирают информацию из разных доступных источников. Это позволяет выявить основные преимущества и недостатки конкурентов.
Полученные сведения используются для повышения эффективности собственного бизнеса, проведения успешных переговоров, разработки стратегической программы для продвижения собственных продуктов на рынке.
Какие цели стоят перед конкурентной разведкой?
- Сбор актуальной информации о текущей ситуации для выработки стратегии управления бизнесом.
- Выявление сильных и слабых сторон у конкурентов. Поиск благоприятных условий для внедрения новых продуктов, смены стратегии.
- Защита от возможных экономических угроз, утечки важных сведений. Обеспечение безопасности секретной информации.
- Решение этих задач позволяет создать благоприятные условия для развития предприятия, снизить экономические риски, повысить доходы.
Конкурентная разведка — основные принципы
В экономической конкурентной разведке часто используют те же методы, что и в армии. Впервые их сформулировал американский генерал Вашингтон Плэтт.
- Работа должна вестись в точном соответствии с поставленными целями. Они должны быть правильно сформулированными, четкими, понятными, достижимыми.
- Сведения можно брать только из проверенных, надежных источников. Важно использовать только проверенную, достоверную информацию из первых рук. Специалисты должны уметь отличать фейковые вбросы от действительных фактов.
- Для разведывательной деятельности разрешается применять все инструменты, не запрещенные законодательством.
- Систематичность сбора информации — один из базовых принципов конкурентной разведки. Она должна вестись постоянно, без перерывов и сбоев, круглые сутки.
- Анализ данных — обязательное условие. Сведения, полученные во время сбора информации, должны заноситься в специальные таблицы и затем тщательно анализироваться.
- Защита собственных секретных данных. Важно понимать, что конкуренты также собирают финансовые и другие сведения о вашей фирме. Поэтому важно следить за тем, какая информация публикуется в официальных, доступных источниках, чтобы не допустить утечки.
- Если конкуренты меняют стратегию, то важно узнать причины, по которым они это делают.
Результат и эффективность конкурентной разведки во многом зависят от соблюдения вышеперечисленных принципов. Профессиональный подход и грамотный анализ помогут принимать своевременные действия, сохранять конкурентоспособность на рынке.
Направления
Во время разведывательной деятельности изучаются все основные направления работы конкурентов, а именно:
- Финансы. Сюда входит сбор информации о капитале, политике образования цен, размерах заработной платы работников, доходах, долгах и других важных сведений, касающихся коммерческой деятельности. Эти данные можно найти самыми разными способами. Политика образования цен — особенно важный пункт, так как именно она определяет спрос и предложение.
- Изучение рабочей структуры предприятия. Это важное направление. Сюда входит сбор сведений, как построена работа фирмы, сколько и какие подразделения работают, личных данных руководителей каждого отдела, истории объединений и поглощений и многого другого. Эта информация позволяет проанализировать эффективность работы предприятия, внутренние традиции и методы управления работой сотрудников.
- Исследование рабочих стратегий. Специалисты, работающие в этом направлении, стараются узнать, какие стратегии развития предприятия были в прошлом, какие сейчас и что планируется изменить в будущем. Развертываются самые сильные стороны противника, изучаются его цели в плане развития производства, маркетинга и т. п.
- Изучение маркетинговой деятельности. Маркетинг — продвижение товаров и услуг на рынке. Собирая информацию о конкурентах, важно уделить этому направлению особое значение. Каждая фирма использует свои маркетинговые приемы, уникальные стратегии привлечения клиентов. Кроме этого, ведется активная работа по формированию правильной репутации на рынке, высокого уровня доверия среди потребителей.
- Достижения и инновации в производственном процессе. Это крайне важное направление, от которого во многом зависит успех бизнеса. Каждое предприятие старается усовершенствовать свое производство, внедрить новые технологии. Знания о том, что происходит в этой сфере у конкурентов, помогут выйти на новый уровень, сделать работу собственной корпорации более эффективной.
Требования к информации
Информация, собранная в результате конкурентной разведки, должна быть достоверной, ценной, качественной, помогать в достижении собственных поставленных целей.
Какие требования предъявляются к разведывательной информации?
- Достоверность. Информацию необходимо черпать из первоисточника, потому что при каждой следующей передаче неизбежно возникнут искажения. Сведения должны передаваться напрямую от первоисточника к заказчику. Иначе возрастает риск искажения информации.
- Однозначность. У собранных сведений не должно быть разных толкований. Это очень важно. Данные должны быть максимально точными, ясными.
- Объективность. Еще один важный фактор. У каждого человека есть собственное мнение о любом предмете и явлении. Это важно учитывать при конкурентной разведке. Могут быть субъективные суждения, не имеющие ничего общего с правдивой, объективной информацией.
И еще: нельзя считать одни сведения важными, а другие — нет. То, что кажется сейчас незначительным, через какое-то время может сыграть решающую роль в развитии холдинга.
Какие методы можно использовать для конкурентной разведки?
Для сбора сведений можно использовать исключительно легальные, не запрещенные законами РФ, методы, а именно:
- Отчетные документы
Регулярные официальные отчеты содержат информацию о финансах, структурных особенностях, деятельности, целях корпорации.
- Поисковые системы, соцсети
Конкурентная разведка в интернете требует определенных знаний и умений. Необходимо применять специфические языковые запросы для точного и результативного поиска. Необходимо отслеживать все изменения, происходящие на сайтах, в соцсетях конкурентов, выполнять регулярный аудит.
- СМИ
Сюда входит обобщение сведений, которые распространяет TV, газеты, радио. Многие СМИ дублируют информацию в интернете. Это очень удобно.
- Конференции, соцопросы, другие общественные мероприятия
Компьютерная конкурентная разведка не может решить все поставленные задачи. Необходимо участвовать во всех офлайн-мероприятиях конкурентов, чтобы быть в курсе всего, что у них происходит.
Этапы сбора информации
Процесс сбора разведывательной информации состоит из нескольких этапов. На каждом из них решаются определенные задачи.
Формулировка цели
Разведывательная деятельность начинается с постановки четкой, ясной цели. Для того, чтобы ее сформулировать, потребуется ответить на целый ряд вопросов, а именно:
- Что требуется изменить в управлении предприятием?
- Какие намечаются перспективы развития?
- Какие цели поставлены стоят перед фирмой в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
- Какие преимущества и недостатки у вашего бизнеса?
- Какие имеются данные о конкурентах, которые помогут выработать правильную стратегию развития?
- Какие цели конкурентной разведки являются приоритетными?
После анализа ответов на перечисленные вопросы формируется общая цель, в достижении которой поможет собранная информация.
Обозначьте круг компаний-конкурентов, о которых нужно собрать сведения
Нужно выделить организации, деятельность которых максимально схожа с работой вашей фирмы. Предприятия должны работать в такой же сфере, иметь максимально похожую целевую аудиторию, продавать аналогичные товары и услуги, работать там же, где и вы и т. п.
Составьте список каналов для сбора бизнес-информации
Проанализируйте все источники. Сделайте фильтрацию, исключите недостоверные и сомнительные. Чем шире круг достоверных каналов, тем полнее и полезнее будут собранные сведения.
Соберите сведения
На этом этапе требуется собрать как можно больше информации. Сведения необходимо систематизировать. Для этого подойдут таблицы и другие удобные инструменты. Каждого конкурента нужно проанализировать по всем категориям: образование цен, ассортимент, стратегия развития, безопасность, взаимодействие с клиентами и т. п.
После сбора данных нужно проанализировать полученную информацию и сделать выводы.
Подведем итоги
Предприятия и организации, работающие в одной сфере, проявляют интерес друг к другу. В крупных фирмах существуют специальные службы безопасности, которые обеспечивают контроль за утечкой экономической информации.
Благодаря разведке компании собирают сведения о своих конкурентах из самых разных легальных источников выявляют их слабые и сильные стороны и анализируют рынок.
Собранная информация помогает эффективно развиваться, конкурировать, определить стратегию развития фирмы, осваивать новые технологии.