Please reload

Recent Posts

7 смертных грехов клиентской поддержки в соцсетяхНиколай Жарый, — о том, как нужно и не нужно поддерживать общение с клиентами в соцсетях

January 28, 2019

1/10
Please reload

Featured Posts

Политика ботов: как нами управляют через социальные сети

October 3, 2017

 

Многочисленные попытки разобраться в причинах неожиданной победы Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году показали миру, как политики и их команды используют социальные медиа для достижения своих целей.

 

В Украине не за горами новые выборы, поэтому редакция Ain.ua изучила существующие сегодня инструменты влияния на политический выбор рядового пользователя Facebook и разобраться, применения каких технологий нам стоит ожидать во время ближайших парламентских и президентских выборов. В том числе и рассмотрим такое явление, как ботофермы.

 

Концентрация ботов на страницах отдельных политиков может достигать 50%, но в большинстве своем – это низкокачественные аккаунты, сделанные не профильными IT-компаниями, а кустарными фермами. С них и начнем.

 

Боты и их фермы

 

Типичная история развития Facebook-страницы или аккаунта украинского политика состоит из трех последовательных шагов. Сначала, для улучшения своего сетевого имиджа, его PR-команда создает 5-10 фейковых аккаунтов, которые нужны, чтобы смягчать острые темы и продавливать нужное мнение в аудиторию. Однако такую стратегию сложно масштабировать, результат зачастую не так хорош, как ожидалось, и вскоре недовольный политик переходит к следующему шагу нанимает команду SMM-специалистов. Они должны писать за него много «красивых» и «правильных» постов, заряженных на поток лайков. Отсюда уже рукой подать до сотрудничества со специализирующимся на ботофермах компаниями. И это третий шаг.

 

В настоящий момент ботофермы можно считать базовым инструментом влияния на мнение украинских пользователей соцсети. Давайте рассмотрим наиболее распространенные разновидности их выпускников:

 

Боты-однодневки – топорно созданные аккаунты без фото профиля, небольшим количеством друзей, пустой или забитой репостами лентой. Создаются, как правило, автоматически с помощью скриптов, которые можно найти в сети. Такие боты ежедневно совершают огромное количество однотипных действий, благодаря чему Facebook достаточно быстро вычисляет их и блокирует. В силу того, что задача таких инфо-камикадзе – донести месседж и исчезнуть под ударом банхаммера, создатели не особо стараются делать их похожими на реальных людей. В зависимости от активности их жизненный цикл составляет от одних суток до нескольких месяцев.

Страница бота-однодневки обычно выглядит так

 

Классические боты – отличаются от однодневок наличием картинки-кавера и фото профиля – с цветами, котятами, агитационными картинками и практически никогда – с человеком. Такие аккаунты создаются более продвинутыми версиями скриптов, реже – вручную. Более качественное заполнение страницы позволяет таким аккаунтам прожить немного дольше, чем однодневкам.

Пример классического бота: вместо фото профиля – картинка, есть кавер, друзей и публикаций нет
 

 

Боты-иностранцы – аккаунты с экзотическими иностранными именами, купленные по дешевке на заграничных ботофермах. Цена варьируется в зависимости от страны-производителя. В целом, это достаточно распространенный бизнес в ряде стран третьего мира, где аккаунты производятся в промышленных масштабах и стоят дешево. Только, например, в Лаосе количество зарегистрированных пользователей Facebook в 1,3 раза превышает общее количество пользователей интернета среди населения страны. В остальном, внешние признаки ботов-иностранцев вполне соответствуют классическим ботам.

Иностранный бот из солнечной Финляндии
 

 

Практической пользы от таких аккаунтов мало. За ними не стоит сегментированная аудитория, они не увеличивают охват постов. Зато они идеально служат для того, чтобы у страницы заказчика за ночь появилось сто тысяч подписчиков, как это несколько лет назад случилось с аккаунтом Виктора Медведчука.
 

Вжух! И ты популярен

 

 

 

Как правило, заказчики не осознают, что от низкокачественных ботов вреда больше, чем пользы. Алгоритмы Facebook легко вычисляют такие учетные записи, после чего либо снижают позицию страницы в выдаче либо даже блокируют. Профессионалами описанные выше категории используются разве что для того, чтобы подставлять оппонентов. Но, несмотря на это, именно такой инструментарий все еще наиболее распространен на рынке и большинство всех искусственных действий на политических Facebook-страницах осуществляется именно при его помощи.

 

Виртуальные личности и другие марионетки

 

По соседству с ботами расположились искусственно созданные аккаунты, развитием и ведением которых занимаются реальные люди. В зависимости от предназначения, времени и усилий, затраченных на ведение аккаунта, страницы виртуальных личностей могут быть как похожими на ботов, так и быть неотличимыми от живых людей.

 

Их можно разделить на несколько типов:

 

Аккаунты с бирж лайков. Если у вас нет лайков, но очень хочется – их можно купить на профильных биржах, где за деньги пост основательно отлайкает легион по имени "быстрый заработок в интернете". Купить там можно практически любые действия – лайки, шеры, комменты, подписки на страницы. Несмотря на то, что почти все биржи гарантируют, что у них подрабатывают реальные люди, на деле многие являются агрегаторами мини-ботоферм. Соответственно, при прокачке аккаунта через такую биржу заказчик наступает на все те же грабли понижения рейтинга и блокировки.

 

Справедливости ради – на некоторых биржах действительно есть реальные пользователи, но работа с ними не гарантирует качества взаимодействия и длительного эффекта. Широко распространена практика, когда вы заказываете лайки, получаете их, оплачиваете работу, а спустя какое-то время аккаунты отзывают свои лайки назад и вы оказываетесь на том же месте, где и были. Только со спущен