Please reload

Recent Posts

7 смертных грехов клиентской поддержки в соцсетяхНиколай Жарый, — о том, как нужно и не нужно поддерживать общение с клиентами в соцсетях

January 28, 2019

1/10
Please reload

Featured Posts

Рефлексивное управление в социальных сетях

January 20, 2019

 

Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты рефлексивного управления противоборствующей стороной в социальных сетях. Показаны его особенности в психологической и информационнотехнической сферах. Приведены примеры рефлексивного воздействия на мотивацию пользователей социальных сетей. Дана оценка их последствий. 

 

Внедрение современных интернет – технологий привело к широкому распространению онлайновых социальных сетей, а также появлению нового социального феномена – феномена виртуальных социальных сетей в глобальном интернет-пространстве. Применительно к Интернету – это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети [1].

Основатель компании Microsoft Билл Гейтс, говоря о перспективах развития всемирной сети Интернет и
вообще развития современной информационной среды, назвал наступающий век информационных технологий — «временем информации на кончиках пальцев».

Вовлечение в виртуальную среду миллионов человек позволяет формировать общественное мнение и манипулировать им. Изменение оценок, взглядов людей, принимающих решения, может создать условия для точечного управления различного рода процессами. Борьба в информационной сфере за мнения людей открывает в социальных сетях новое поле арены

Сегодня подавляющее число граждан нашей страны являются пользователями социальных сетей («В Контакте», «Одноклассники»). Они обеспечивают ряд важных социальных функций – общение их членов, обмен информацией между ними, формирование виртуальных
групп по интересам, экспертных сообществ. Эти сети, к сожалению, часто заменяют живое человеческое общение. В результате образное восприятие действительности пользователей сети трансформируется, перемещаясь в виртуальный мир.

В этой связи социальные сети являются эффективным инструментом управления общественным сознанием, которое оказывает непосредственное влияние на содержание решения руководства стран в условиях обострения внутригосударственных и межгосударственных противоречий, различного рода конфликтов и кризисов.
Все это позволяет достигнуть превосходства в информационном противоборстве.

По мнению экспертов, информационное превосходство заключается в достижении преимущества в психологической и информационно-технической сферах.
Государство, обладающее концепцией ведения информационной войны современными информационными технологиями и развитой информационной инфраструктурой, изначально обладает информационным превосходством. В условиях, когда добиться выгодного соотношение сил и средств по сравнению с противником нельзя,целесообразно применять асимметричные действия, которые включают в себя различные методы влияния на лиц, принимающих решения, и общественное сознание.

Одним из таких методов является рефлексивное управление противником через социальные сети.

В широком смысле рефлексивное управление – это воздействие на всю систему ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять. В основе рефлексивного управления лежит мотивационный механизм.

Сущность рефлексивного управления состоит в том, что взаимодействующей стороне (содействующей или противодействующей) внушаются» посредствам передачи информации и фасцинации определенные данные относительно того или иного события, а следовательно, такие мотивы поведения, которые стимулируют у нее желательный для воздействующей стороне выбор. 

 

При рефлексивном управлении происходит переигрывание противника путем навязывания ему ложной мотивации на последующие действия. Рефлексивное управление – это воздействие на противника или партнера с целью принятия им невыгодного для себя и выгодного для нас решения.

Компьютерные сетевые технологии повышают эффективность рефлексивного управления. Представляет интерес взаимосвязь рефлексии и виртуальной реальности, так как всякая виртуальная реальность имеет рефлексивную основу.

В социальных сетях создается определенный виртуальный мир, в который погружается пользователь. Этот мир формируется разнообразной информацией, циркулирующей в сети, путём естественного отражения действительности в ходе непосредственного общения между участниками тех или иных событий и распространением ими информации через социальные сети, а также
формированием информационных ситуаций через специальные акции подготовленными специалистами.

На первый взгляд может показаться, что человек получает доступ к различным взглядам, оценкам действительности. Представляется, что пользователь попадает в мир объективной независимой информации, из которой он сможет сформировать истинные убеждения, а его дальнейшие действия будут мотивированы в нужном направлении.

На самом деле для контроля информационных потоков существуют модераторы, которые имеют более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на социальных сетевых ресурсах. Им предоставлено право: удалять и редактировать чужие сообщения,
удалять страницы пользователей, ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта. Точный перечень полномочий и обязанностей модератора на каждом сайте свой. Чаще всего модератор отвечает за соблюдение пользователями правил сайта. При этом он применяет либо премодерацию, либо постмодерацию.

Справочно.
Премодерация — осуществление контроля контента перед публикацией. Публикуемое сообщение от
пользователей ресурса попадает сначала к модератору, проверяется, возможно исправляется пунктуация и
орфография, оформляется надлежащим образом и дополняется, и только потом публикуется либо отклоняется. Такой тип модерации распространён на официальных ресурсах различных компаний, в тематических
сетевых сообществах и пр.
Постмодерация — контроль контента осуществляется после публикации сообщений.

Фактически цель системы модерации — поддержание порядка на сайте и контроль над контентом, а не над
поведением пользователей. Но очень часто модераторы пренебрегают этим. Для воздействия на мотивацию пользователей они могут использовать «вброс» в сеть специально подготовленной информации, которая провоцирует те или иные настроения пользователей.

Здесь могут быть использованы слухи, размещение информации, которую нельзя проверить, опровергающей или подтверждающей аналитики, сведений, позволяющих убедить общественность в истинности тех или иных событий.
Редактирование или уничтожение сообщений в сети. В результате этого может искажаться смысловая нагрузка информации, что приводит к воздействию на убеждения.

Таким образом, происходит воздействие на мотивационный механизм принятия решения личностью.
Сформированные в виртуальном мире взгляды и убеждения переносятся в мир реальный. Человек с неустойчивыми взглядами легко попадает в требуемые рамки социального поведения.

Например, при подготовке нападения на Югославию Соединенные Штаты сумели обеспечить тотальный контроль практически всех информационных потоков Западного полушария (в том числе и Интернет – каналов). Западные Интернет – ресурсы работали по команде, любое отклонение от установок США пресекалось. В результате весь мир поверил в то, что в убийствах албанцев виноваты сербы, а косовских изуверов превратили в невинные жертвы.

Аналогично реагировали некоторые социальные сети на события в Чечне. Искажают картину происходящего на Украине в социальных сетях и сегодня.

Однако в результате быстрого развития социальных сетей в Интернете, независимых от правительств и различных политических сил, а также появления в мировом информационном пространстве влиятельных информационных ресурсов, созданных в Китае, России, мусульманских странах, многолетнее господство западных информационных ресурсов в настоящее время подорвано.
Используемые Западом способы управления информацией — умолчание, ложь, искажение истины — перестают быть эффективными. Пользователи получили широкий доступ к альтернативным источникам информации. Во многих странах объективная информация все
больше доходит до людей и, прежде всего, на форумах в Интернете.

И еще об одном аспекте рефлексивного управления в социальных сетях. С. Леоненко, говоря о новых
возможностях, которые предоставляют рефлексивному управлению использование компьютерных технологий, утверждал, что в современных условиях имеется потребность совершать действия не только против людей, а также против программно-аппаратных средств. Они бесстрастны в оценивании происходящего и не воспринимают персональных реакций людей.

Кроме этого, человек оставляет некоторые решения за компьютером. По С. Леоненко, мы живем в условиях, когда фактически решения находятся в руках машин, которые «неспособны к оцениванию того, что происходит, и не воспринимают того, как персоны реагируют на происходящее».

Речь идет о воздействии на технические средства сбора, обработки, передачи и отображения информации с целью навязывания противоборствующей стороне своих взглядов.

С одно