О дезинформации, фейках и как их выявлять….

О дезинформации, фейках и как их выявлять….

Дезинформация это способ воздействия на человека, заключающийся в намеренном предоставлении ему такой информации, которая вводит его в заблуждение относительного истинного положения дел. Цель дезинформации всегда одна – объект должен поступить так, как это необходимо дезинформатору. Совершить нужное действие, которое может выражаться в принятии решения, совершения действий в реальном мире или бездействий. Под дезинформацией в общем виде понимается формирование, компоновка и продвижение ложных сведений по интересующей противника проблематике с целью введения его в заблуждение, формирования неверного представления о событиях, фактах и явлениях и подталкивание к принятию неверных решений.

КАК ДЕЗИНФОРМИРУЮТ

О дезинформации, фейках и как их выявлять

Дезинформирование тем сложнее осуществить, чем осведомленнее является объект манипулирования. Оно и понятно – если объект знает истинное состояние дел, то информация, отличающаяся от этого знания будет попросту игнорироваться.

Соответственно основополагающие правила дезинформирования:

— объект дезинформирования должен быть максимально отрезан от источников информации по интересующей и смежным темам – для него (объекта) должно быть непросто, а лучше совсем не возможно получить дополнительную информацию или проверить имеющуюся;

— объект дезинформирования необходимо снабжать информационным суррогатом – урезанной информацией – только той информацией, которая отвечает задаче манипулятора. Это необходимо по тому, что в противном случае Объект будет сам искать возможность удовлетворить своё любопытство.

Помимо прямого обмана существуют следующие приемы дезинформирования:

— Информационная перегрузка;

— Дозирование информации;

— Сенсация и сенсационность;

— Смешение;

— Затягивание времени или замалчивание;

— Легализация информации;

— Своевременная ложь.

КАК ВЫЯВИТЬ ДЕЗУ

О дезинформации, фейках и как их выявлять

Выявление дезинформации — это сложный процесс, требующий усидчивости и внимательности.

Общих правил выявления дезинформации всего два:

— перепроверка полученных данных;

— контроль источника и канала поступления информации.

Перепроверка данных подразумевает наличие нескольких, независимых друг от друга или от чего-то общего, источников. И соответственно сопоставление поступающих от них сведений. Такое сопоставление может быть полным, когда все источники дают развернутую информацию по одной проблеме. Частичное сопоставление, когда информация из каждого источника лишь частично дублирует остальных.

Контроль надежности источника и канала передачи информации подразумевает:

-постоянный контроль достоверности поставляемых сведений;

-учет и разбор всех допущенных огрехов;

-контроль «близости» источника к добытой информации.

Начать проверку поступающей информации на наличие дезы можно с простых действий. По поводу проверяемой информации задайте себе несколько вопросов:

1 Проверяемость источника. Указан ли источник информации? Можно ли проверить источник информации? Даже если источник указан – действительно ли он существует? Если источник указан, но найти вы его не можете, это тоже может быть признаком дезы.

2 Попытка вызвать эмоции. Есть ли в сообщении эмоциональная составляющая? Если есть – на сколько сильно она цепляет? Возможно, она специально включена, чтобы «зацепить»? Что-то, что касается личной безопасности, денег, здоровья, конкретно вас, вашей семьи, детей или домашних животных. В зависимости от аудитории это может быть отсылка к несправедливости или к зависти. Вместо конкретики и рациональных доводов, в фейках и пропагандистских новостях часто содержится множество эмоционально окрашенных слов — они провоцируют у читателя сильную реакцию, например, злость или страх.

3 Насколько тема новости актуальна? Актуальность может быть общей или под определенную ЦА. Например, отмена пенсий, продажа ценных рыбопродуктов японцам, поджоги с целью скрыть незаконные вырубки леса и т.д. Если тема уж очень на злобу дня, есть повод насторожиться.

4 Есть ли в новости так называемая «достоверная мелочь»? Что-то очень правдоподобное, создающее у вас иллюзию, будто вы имеете дело с реальными фактами. Например, адрес, или имя некоего эксперта, или отсылка к недавнему и реальному событию и т.п.

5 Если в сообщении есть призыв к распространению – насторожитесь. Такой призыв может быть явным «Разошли, сделай репост, отнесись серьёзно, расскажи тем, кого ты действительно любишь…». Или не явным «Позаботьтесь о своих близких…», «Помоги себе и своим родным». Как правило, это характерно для фейков, распространяемых через личную переписку, соцсети и мессенджеры.

Если речь о новостях в интернете, то вот дополнительно ряд рекомендаций. Обращайте внимание на заголовки: ложные новости часто имеют броские заголовки. Если шокирующее заглавие статьи кажется вам неправдоподобным, скорее всего, так оно и есть. Сплошные заглавные буквы и несколько восклицательных знаков так-же являются признаком наличия манипулирующей информации. Смотрите на адрес сайта: он тоже может указать на обман. Сайты, специализирующиеся на дезе, часто имитируют подлинные новостные источники, повторяя их адреса с незначительными изменениями. Зайдите на сайт уважаемого источника и сравните адреса.

Обращайте внимание на правописание: часто сайты фейковых новостей грешат орфографическими ошибками. Это результат спешки и плохого образования авторов фейков.

Деза часто сопровождается поддельными изображениями или видео. Иногда фотография подлинная, но вырвана из контекста. Желательно установить источник фото или видео. Это можно сделать через поиск по фото в Яндексе или Гугле, или в специализированных сервисах. Изучите даты: ложные новости могут ссылаться на реальные события, но не соответствовать их времени. Произошло раньше чем надо или не в то время, что указано в проверяемой новости.

Сопоставьте информацию с данными из других источников. Если сообщение не встречается более нигде в новостях, возможно, оно ложное. Если сюжет повторен многими источниками, которым вы доверяете, то больше шансов, что это правда.

Несколько ресурсов для проверки достоверности:

Tineye — для поиска первоисточника фото,

Exif.regex — для определения даты фото.

Чтобы проверить, является ли видео новым, воспользуйтесь сервисом Youtube Data Viewer — он поможет найти подобные ролики и сам первоисточник.

Есть инструмент Metadata2go, позволяющий определить дату съемки, геолокацию, устройство.

Если хотите проверить материал на использование DeepFake — технологии синтеза изображения, основанной на искусственном интеллекте, которую используют для соединения и наложения существующих изображений и видео на исходники — обратитесь к сервису Scanner.deepware

Поделитесь в соц. сетях:

Начните с аудита репутации

Мы занимаемся управлением репутации в сети профессионально и долго. В нашем арсенале есть все необходимые и проверенные опытом онлайн инструменты, чтобы быстро и эффективно провести аудит репутации вашей компании, бренда или персоны.

Узнайте на каких ресурсах упоминается ваш бренд, чем делятся ваши клиенты (или конкуренты), на какие отзывы может наткнуться ваш потенциальный клиент.

Заказать аудит
Это БЕСПЛАТНО!

НОВОСТИ И ОБЗОРЫ ОТ ЭКСПЕРТА ORM

ORM (Online Reputation Management) - относительно новая сфера онлайн менеджмента. Мы считаем себя пионерами репутационного менеджмента в России, глубоко изучаем все события в данной отрасли. Регулярно размещаем интересные статьи и обзоры, рассказываем об ORM, SERM и всех новых инструментах, которые способны формировать правильный имидж вашей компании и поддерживать репутацию в сети